Меняем топливный фильтр на Toyota Corolla E150 своими руками

Замена топливного насоса Toyota Corolla

Основные симптомы неисправного топливного насоса выражаются в снижении мощности и динамики автомобиля, провалах в режиме разгона и неустойчивой работе двигателя в режиме холостого хода. Кроме этого явным признаком ухудшения в работе топливного насоса является его подвывание или постоянный неприятный гул, характерный при чрезмерном износе насосной части из-за использования низкокачественного (плохо очищенного) топлива. В последнее время участились случаи отказа топливных насосов летом в жаркую погоду. Это объясняется тем, что при недостаточном давлении в системе топливо закипает, в турбинной части топливного насоса образуются воздушные пробки и, как следствие, полностью прекращается подача топлива. Неисправности топливного насоса делятся на электрические и механические. Электрика создает проблемы редко. Со временем могут изнашиваться щетки или коллектор якоря электромотора, но это происходит при пробеге свыше 150–200 тыс. км. К этому времени, как правило, отказывает нагнетающая часть насоса. В наших условиях эксплуатации самая большая проблема для бензонасосов автомобилей с электронной системой впрыска – грязное топливо. Мельчайшие механические примеси, содержащиеся в таком топливе, способствуют износу трущихся поверхностей насосной части и резко снижают срок службы насоса в целом. Причиной снижения ресурса данного узла может быть и систематическая езда с малым уровнем топлива в баке при горящем сигнализаторе резервного остатка топлива. Топливные насосы охлаждаются проходящим через них бензином, с его помощью смазываются детали насосной части. Не допускайте остатка топлива в баке менее 5 л.

Предварительно проверьте давление в системе подачи топлива в следующем порядке.

1. Проверьте исправность регулятора давления топлива (см. «Проверка и замена регулятора давления топлива»).

2. Снимите насос и промойте сетчатый фильтр топливоприемника. Если в этом случае давление не повышается, топливный насос необходимо заменить.

Вам потребуются: отвертка с плоским лезвием, емкость для слива бензина из модуля топливного насоса.

1. Снизьте давление в системе питания (см. «Снижение давления в системе питания»).

2. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.

3. Снимите подушку заднего сиденья (см. «Снятие и установка заднего сиденья»).

4. Подденьте отверткой и снимите крышку люка.

5. Отожмите фиксатор и отсоедините колодку жгута проводов от модуля топливного насоса.

6. Отсоедините выходной патрубок адсорбера.

7. Подденьте отверткой фиксатор и отсоедините наконечник дополнительного отвода паров топлива из топливного бака.

9. …и отсоедините трубку отвода паров топлива.

12. …и отсоедините напорный трубопровод.

13. Отверните против часовой стрелки прижимное кольцо модуля топливного насоса.

15. Извлеките модуль топливного насоса и слейте из него топливо в заранее подготовленную емкость.

16. Снимите уплотнительную прокладку.

17. Отожмите два фиксатора…

18. …и снимите крепление топливного насоса.

19. Сожмите пластмассовый фиксатор, как показано на фото…

20. …и отсоедините колодку жгута проводов от топливного насоса.

21. Выдвиньте топливный насос из корпуса.

22. Подденьте отверткой пять фиксаторов…

23. …и снимите кронштейн крепления сетчатого фильтра.

Промойте или замените сетчатый фильтр, если он сильно загрязнен.

24. Извлеките насос из корпуса модуля.

25. Соберите модуль топливного насоса в порядке, обратном разборке.

26. Установите детали в порядке, обратном снятию.

Следите за тем, чтобы при установке топливного модуля два выступа на его верхней части…

…совпали с двумя прорезями на фланце топливного бака.

Источник статьи: http://igor-somov.ru/otzyvy/benzonasos-tojota-korolla-150.html

Замена салонного фильтра Тойота Королла –

Toyota Corolla – это обладатель многих званий: это одновременно и одна из самых старых марок в серии завода (первое поколение выпущено в 1966 году), и обладатель рекорда Гиннесса как самый продаваемый автомобиль в мире – число проданных «Королл» еще в 2000 году перевалило за 25 миллионов. Затем всего за 6 лет это число выросло еще на 10 миллионов – согласитесь, отказать в популярности этому автомобилю просто невозможно.

На наших дорогах же самый частый гость – это Corolla в кузовах 120 (2000-2007 года) и 150 (2008-2012 года). Эти автомобили до сих пор демонстрируют неплохой уровень комфорта и оснащения, при этом их цена на вторичном рынке вполне доступна, а обслуживание нетрудно – заменив самостоятельно фильтр салона на Тойота Королла, Вы потратите всего пару минут, а никакого инструмента для этого не будет нужно.

Как часто нужно производить замену?

По регламенту для девятого поколения замена салонного фильтра Тойота Королла должна выполняться на четных ТО, то есть каждые 20 тысяч километров.

У большинства современных автомобилей эта периодичность чаще, и то фильтр не всегда способен проработать такое время достойно.

Поэтому в большинстве случаев есть смысл говорить о разумности замены салонного фильтра на «Короллах» каждые 10 000 км пробега, исключением станут лишь северные регионы – зима в них долгая, поэтому темпы загрязнения фильтра пылью и органикой заметно меньше.

Самые жесткие условия эксплуатации – это нечерноземные регионы: летом фильтр активно собирает пыльцу, пух, дорожную пыль и микрочастицы сажи из выхлопа, осенью к этому добавляются влажные листья, которые быстро приводят к развитию гниения на шторке фильтра.

Выбор салонного фильтра

На Corolla 120 штатный салонный фильтр проходит по каталогам под артикулом 87139-YZZ07. Он недорог (цена в пределах 400 рублей), поэтому выбрать вместо него аналог можно разве что при отсутствии оригинала в наличии или при желании приобрести угольный фильтр.

Аналоги штатного фильтра для этой серии:

  • TSN 9.7.27,
  • MANN CU 2035,
  • Filtron K 1123,
  • Bosch 1987432088,
  • Champion CCF0052.

На Corolla 150 салонный фильтр имеет номер 87139-YZZ16. Порядок цен на него аналогичен ранее применявшемуся, выбор аналогов также достаточен.

Из них наиболее популярны TSN 9.7.153, Filtron K 1210A, Sakura CAC-1114, MANN CUK 1919.

Инструкция по замене салонного фильтра на Toyota Corolla

На обеих модификациях доступ к салонному фильтру потребует снятия бардачка, так что предварительно освобождаем его от содержимого. Зимой салон нужно предварительно прогреть – промерзший пластик хуже гнется, зато легче трескается.

На Corolla 120 нужно надавить на боковины бардачка в самой задней части, чтобы вывести ограничители из зацепления.

Аналогично поступаем на Corolla 150.

Далее бардачки легко снимаются с нижнего крепления, выполненного в виде крючьев.

Крышка салонного фильтра расположена горизонтально, удерживается пластиковыми защелками по бокам.

На 120 кузове:

На 150 кузове:

Открыв крышку, достаточно просто вытащить старый фильтр наружу. При этом накопившиеся на нем листья могут ссыпаться вниз в вентилятор печки, так что стоит делать это аккуратно.

Вынув старый фильтр, вталкиваем на его место новый, после чего можно защелкнуть крышку и вернуть на место бардачок.

Профилактическая чистка кондиционера на Corolla выполняется через дренаж, поэтому выбирайте аэрозоль с трубкой-удлинителем. Подняв коврик в ногах пассажира, находим дренаж и вытаскиваем его из отверстия в кузове.

Далее заводим в дренаж трубку аэрозольного баллона и распыляем внутрь средство. После этого нужно быстро вернуть дренаж на место – средство начнет активно вытекать сразу после извлечения трубки. Подождав около десяти минут, включаем кондиционер автомобиля в режиме рециркуляции на малых оборотах вентилятора, воздух направляем в ноги – воздушный поток окончательно продует испаритель, при этом остатки средства вытекут в дренаж.

Инструкция по замене топливного фильтра

Перед заменой топливного фильтра нужно максимально осушить бак, не доводя уровень, естественно, до критического – иначе вместе с фильтром придется менять и бензонасос. Если не опустошить бак, то при извлечении топливного модуля слишком велик риск пролить бензин в салон.

В дальнейшем мы будем писать об автомобилях в 150 кузове, так как замена топливного фильтра своими руками на обоих моделях близка по принципу, но здесь несколько сложнее. Начнем работу с доступа к лючку бензобака, который находится под задним сиденьем машины.

На 120 кузове лючок круглый, приклеен на невысыхающую мастику.

На 150 – яйцеобразный, крепится абсолютно так же.

Теперь нужно завести двигатель и при этом отсоединить разъем с бензонасоса – двигатель выработает практически все давление в магистрали, и при отсоединении патрубка подачи топлива не будет риска получить струю горючего под давлением.

Отсоединяем патрубки подачи топлива, вентилятора и адсорбера. Крышку бензонасоса перед этим стоит вымыть – работать с топливной системой лучше чистыми руками.

Бензонасос удерживает фасонная гайка. Открутить ее без оригинального съемника можно, нанеся по касательной несколько аккуратных ударов в ребро – после этого довернуть ее можно будет и руками.

Извлекаем бензонасос, стараясь не пролить топливо в салон.

Теперь от него необходимо отделить сборку фильтра – порядок операций легко понять, положив рядом новую деталь. Вытащив из сборки сам насос, меняем на нем уплотнительное кольцо и сетку топливоприемника.

Закрепляем на месте новый фильтр тонкой очистки, подсоединяем к нему напорный патрубок.

Теперь можно устанавливать сборку на место, обратив внимание на то, что она ровно села перед затяжкой гайки – иначе уплотнительное кольцо крышки обожмется неплотно. Завод-изготовитель устанавливает регламентный срок замены топливного фильтра на автомобиле ToyotaCorolla через каждые 80 тыс

км. При эксплуатации авто в условиях сомнительного качества топлива, а также в условиях повышенной запыленности, рекомендуется как минимум не превышать пробег между заменами

Завод-изготовитель устанавливает регламентный срок замены топливного фильтра на автомобиле ToyotaCorolla через каждые 80 тыс. км. При эксплуатации авто в условиях сомнительного качества топлива, а также в условиях повышенной запыленности, рекомендуется как минимум не превышать пробег между заменами.

При покупке не нового автомобиля, лучше сразу произвести замену вместе с маслом и другими фильтрами. Несмотря на уверения предыдущего хозяина о том, что все расходники были совсем недавно установлены новые.

Существует несколько основных признаков критического засорения:

  • дольше обычного не удаётся запустить мотор либо автомобиль сразу после запуска глохнет, особенно при остатке топлива в баке менее четверти;
  • периодически падают обороты двигателя, появляются провалы при резком нажатии на педаль акселератора;
  • пропадает тяга, особенно при больших кратковременных нагрузках;
  • подергивания при равномерном движении.

На двух рассматриваемых моделях фильтр установлен в бензобаке. Выполнен в одном блоке с топливным насосом и датчиком уровня. Поставляется для замены вместе с корпусом.

Как часто следует менять топливный фильтр

Не забывайте, что неполадки в работе топливного не происходят внезапно – они имеют нарастающий характер. Необходимо следить поведением Короллы Е150, менять фильтр по предоставленному регламенту, тогда проблем не возникнет.

Признаки забитого топливного фильтра

Если имеются подозрения, что фильтр работает не корректно, то обратите внимание и постарайтесь вспомнить следующие моменты:

  • Королла либо заводится не с первого раза, либо не заводится вовсе «на холодную»;
  • затруднения при работе двигателя в холостую;
  • снижение динамики разгона;
  • наличие дёрганья и подтормаживания на ходу без вмешательства водителя.

Как правило, эти симптомы не появляются резко и все сразу – если вы давно не меняли топливный фильтр – вспомните, не было ли у вас вышеперечисленных проблем, возможно вы просто не обращали на них внимания. Если же ничего подобного ранее не случалось, и проблема появилась внезапно и впервые, то скорее всего, проблема в чем-то другом.

Заключение

Каждый автовладелец хочет, чтобы автомобиль служил верой и правдой долгие годы, всегда заводился с первого раза и никогда не глох. Но для этого необходимо следить за техническим состоянием железного друга – расходники необходимо время от времени менять, в том числе и немаловажную деталь, такую как топливный фильтр. При грамотном обслуживание двигателя, знаменитая Тойота Королла сможет проехать заветный миллион километров пробега.

Топливные фильтры Toyota способны задерживать мельчайшие примеси и загрязнения, чтобы защищать двигатели и системы впрыска в течение длительного времени. Но даже самые надежные компоненты подлежат периодической замене.

Официальные сервисные центры Тойота Люберцы и Тойота Измайлово предлагают квалифицированное послепродажное обслуживание. Своевременная замена топливного фильтра на Toyota любой модели застрахует от неприятных последствий и дорогостоящего ремонта. Обращение к авторизованному дилеру служит залогом качества работы и продлевает срок службы вашего автомобиля.

Тойота Королла На Сколько Фильтр Топливный

Замена топлива венчик в корпусе e120

Эта относительно распространенная процедура выполняется для поддержания максимальной степени очистки топлива, поскольку она зависит от мощности двигателя и надежности его запуска, а также от долговечности трения поршневой группы. , Замена топливного фильтра на модель Тойота Королла, С 120 телами это может быть выполнено дома со способностью владельца работать с механизмами средней сложности.

Специальный фильтр используется для освобождения двигателя автомобиля от загрязнений в сочетании с топливом. Топливный фильтр для топливного фильтра Toyota Corolla (прочитано 17921 раз). Считается, что срок службы фильтрующего элемента зависит от хороших характеристик свечей зажигания и от работы лямбда-зонда.

Топливный фильтр необходимо заменить после 80 Toyota Corolla тысячи километров. Многие автомобилисты продолжают ездить, не меняя фильтра, и почти удваивают рекомендуемый пробег. Но все же умнее это делать, как рекомендует производитель, сосредоточившись на замене только спидометра.

На российских дорогах качество топлива часто оставляет желать лучшего, и необходимость замены может возникнуть даже раньше, чем указанный пробег. Однако такие случаи встречаются очень редко. Топливный фильтр для Toyota Corolla e120 в наличии и под заказ по низким ценам! ? Быстрая доставка по Москве и России. Тойота Королла на форуме. И они будут менять топливный фильтр. Насколько я видел это. Многие владельцы Toyota Corolla рекомендуют заменять фильтры только в том случае, если есть свидетельства уменьшения емкости или полного отказа. Поскольку фильтр загрязняется очень медленно, не сразу можно заметить явные признаки плохой работы. Но дальнейшая работа с засоренным фильтром не влияет на капремонт двигателя. Топливный фильтр для Toyota Corolla. Они уменьшаются.

Если вы не настроены на замену, почему бы не обратиться в специализированный центр? Стоимость этой работы не будет такой большой.

Вот признаки неисправности фильтра:

  • Неровности двигателя как при нагрузке, так и на холостом ходу;
  • Низкий отклик на газ, медленное ускорение;
  • Плохой старт и непонятные остановки двигателя

топливо фильтр в машине Toyota Венок относится к блоку подачи топлива и находится внутри бака вместе с насосом. Доступ к этому оборудованию из-под заднего сиденья. Корпус насосной группы представляет собой пластиковый монолит и размещен внутри него. фильтр. Поэтому многие модели Toyota должны быть заменены всесторонне.

Замена на Corolla 120 кузов

Перед началом работ необходимо максимально опустошить бак, желательно до включения лампочки резервного остатка топлива. Это необходимо для минимизации риска пролива бензина на обшивку салона.

Инструменты

Перед заменой фильтра надо подготовить следующие материалы и инструменты:

  • отвёртка с тонким плоским жалом;
  • отвёртка с крестообразным жалом;
  • клещи для демонтажа пружинного зажима;
  • ветошь для протирки;
  • плоская ёмкость, над которой разбирается насос.

Пошаговая инструкция

Алгоритм действий:

Поднять левую подушку заднего сидения и отогнуть мат шумоизоляции для получения доступа к лючку топливозаборного модуля.
Очистить место установки лючка и сам лючок от грязи.
Открепить с помощью отвёртки лючок, установленный на специальной густой мастике. Мастика многоразовая, счищать её с привалочных поверхностей лючка и кузова не следует.
Протереть крышку топливного модуля от скопившейся грязи.
Отключить разъем питания с колодки топливного насоса.
Запустить двигатель для выработки находящегося под давлением в магистрали топлива. Если пренебречь данным пунктом, то бензин при снятии трубки зальёт салон автомобиля.
Отсоединить от модуля две трубки: подачи топлива в двигатель и обратной подачи топлива из адсорбера. Трубка под давлением зажата на модуле фиксатором, который сдвигается вбок. Вторая трубка фиксируется обычным кольцевым пружинным зажимом.
Открутить восемь винтов отвёрткой с крестообразным шлицем и аккуратно вынуть модуль из полости бака

При вынимании модуля важно не повредить установленный сбоку датчик уровня топлива и поплавок, закрепленный на длинном рычаге. Дальнейшие работы лучше проводить над подготовленной ёмкостью, чтобы исключить попадание остатков бензина из модуля на элементы салона автомобиля.
Отсоединить защёлку рычага и снять поплавок.
Разъединить половины корпуса модуля

Пластиковые клипсы разъёма находятся ближе к верхней части модуля. Клипсы достаточно хрупкие и важно провести эту операцию аккуратно.
Вынуть бензонасос из модуля и отсоединить от него фильтр. Бензонасос будет выходить с усилием из-за наличия резиновых уплотнительных колец. Важно не потерять и не повредить кольца, которые обеспечивают сохранение давления при подаче топлива.
Теперь можно поменять фильтр тонкой очистки. Корпус модуля и фильтр грубой очистки продуваем сжатым воздухом.
Произвести сборку и установку модуля в обратной последовательности.

Замена фильтра на Королла 120 хетчбэк

На машине с кузовом хетчбэк 2006 года топливный фильтр установлен по-другому, так что процедура замены имеет ряд нюансов. Также такая схема применялась на всех 120-х Короллах английской сборки.

Последовательность действий при замене:

Лючок модуля крепится на четырёх болтах под крестообразную отвёртку.
Сам модуль плотно вставлен в корпус бака, для его снятия применяется специальный съёмник.
Модуль имеет совершенной иной внешний вид. Для его разбора необходимо сначала отсоединить шланг у основания модуля. Шланг можно снять только после предварительного нагрева феном.
Сам фильтр с насосом находится внутри стакана модуля и крепится на трёх защёлках.
Для доступа к фильтру необходимо снять датчик топлива.
Фильтр можно снять с крышки модуля только в нагретом феном состоянии. Топливные трубки придётся срезать

Важно запомнить которая из трубок фильтра является входящей, а какая выходящей, поскольку никакой маркировки на корпусе нет.
Выдавить болтом 17 мм насос из фильтра.
Установить новый фильтр Toyota 23300–0D020 (или аналог Masuma MFF-T116) и смонтировать новые трубки между фильтром и насосом. Трубки должны быть легко сгибаемыми, поскольку в баке половины насоса находятся в поджатом состоянии.
Фильтр грубой очистки находится в стакане и просто промывается средством для очистки карбюраторов.
Дальнейшую сборку и установку проводим в обратном порядке.

Немаловажным моментом в работе является обеспечение герметичности посадки новых трубок на штуцера. Качество работы лучше проверить до установки модуля в бак при помощи насоса и мыльного раствора. По ряду отзывов фильтр MFF-T116 одевается на насос неплотно. Ниже ряд фото, поясняющих процедуру замены.


Крышка модуля на болтах


Примерная схема съёмника


Отсоединение нижней трубки


Клипса фиксации фильтра в стакане модуля


Подготовленный к снятию крышки модуль


Снятие модуля из бака


Фильтр с установленным в нём насосом


Выдавливание насоса болтом


Установка новых трубок


Промытый фильтр грубой очистки


Собранный модуль с трубками


Проверка герметичности мыльным раствором не пройдена

Пошаговая инструкция по замене топливного фильтра на Тoyota Corolla кузов 120

Поднимаем коврик на сиденья. Закрепляем его водительскими и пассажирскими ремнями безопасности за красные выступы. Под ковриком видим слой пенопласта, который следует демонтировать.

Теперь вашему взору представится крышка бензонасоса, которую аккуратно можно поддеть и снять с помощью ножа или плоской отвертки (она сидит на черном герметике).

  • Прежде чем приступить непосредственно к замене, следует тщательно пропылесосить открывшуюся полость сначала под ковриком, а затем – над бензобаком.
  • Перед отсоединением патрубков подставляем заранее припасенную канистру, чтобы слить оставшийся бензин. Далее снимаем топливные шланги. Маленький патрубок или шланг обратки снимается очень легко, достаточно вытащить в сторону желтую скобу тонкой отверткой. Отсоединение второго шланга также не составит больших усилий, впрочем, в случае чего можно также помочь себе отверткой.
  • Перед непосредственным демонтажем топливного фильтра, когда вытащены патрубки, автомобиль нужно завести и подождать две-три минуты, пока он сам не заглохнет. Как только мотор отключится, можно еще несколько раз провернуть стартер. Данный процесс позволит вывести все топливо из системы, а также спустит давление.
  • Далее, нужно отсоединить клеммы аккумулятора.
  • Далее следует выкрутить крестообразной отверткой или ключом на «8» восемь винтов и снять насосный блок. Тут вам пригодятся тряпки, так как бензин будет вытекать со всех щелей.
  • Чтобы добраться до фильтра тонкой очистки и произвести замену расходных компонентов, приступаем к разбору бензонасоса.
  • Снимаем защелку, чтобы отсоединить поплавок.
  • Далее по кругу нажимаем на пластиковые клипсы, чтобы рассоединить корпус блока в верхней части.
  • Предпринимаем небольшое усилие, чтобы вытянуть бензонасос из резинового уплотнения.
  • Вставляем бензонасос в новый корпус фильтра тонкой очистки.
  • Затем следует промыть и продуть сжатым воздухом сетку заборника и собрать все в обратном порядке.

Если замену вы произведете по всем правилам и не забудете уплотнительные кольца из резины, то двигатель заведется без проблем и будет работать лучше, чем прежде.

Другая модификация модели Тoyota Сorolla со 150 кузовом 2008 года выпуска, имеет вместо металлической крышки бензобака большое пластиковое кольцо с резиновым уплотнителем. Для снятия блока кольцо нужно повернуть против часовой стрелки, чтобы ослабло уплотнение

Открутить кольцевую крышку можно при помощи деревянных чопиков, которые следует наставить на ребрышки крышки и осторожно побить по ним молотком

При дальнейшей разборке какие-то детали могут отличаться от конструкции Тойота Короллы со 120 кузовом до 2008 года выпуска. К примеру, немного по-другому выглядит сетка заборника и фильтр тонкой очистки, в остальном все практически то же самое. В целом процесс замены идентичен, поэтому вы можете воспользоваться вышеизложенной инструкцией для Тойоты Короллы со 120 кузовом.

Признаки забитого топливного фильтра

Многие автовладельцы Тoyota Сorolla приступают к замене фильтра только при возникновении явных признаков снижения пропускной способности очистительного элемента или же при полном отказе двигателя. Так как засорение фильтра происходит в замедленном темпе, то заметить очевидные симптомы его плохой работы удается далеко не сразу. А дальнейшая эксплуатация с забитым фильтром негативно сказывается на межремонтных сроках двигателя, которые сокращаются.

Перечислим основные признаки забитого фильтра:

  • Неравномерная работа двигателя как на холостом ходу, так и под нагрузкой
  • Медленный разгон
  • Нестабильный запуск мотора
  • Неожиданные заглохания двигателя

Типы топливных фильтров для Тойоты Короллы на российском автомобильном рынке

Во многих автомагазинах предлагают на выбор не менее трех видов изделий этого типа на Тойоту Короллу. В первую очередь это продукция от китайских и корейских производителей, а также оригинальная версия. Многие автомобилисты не считают, что качество фильтров разных видов сильно разнится. Главное, при замене фильтра правильно установить уплотнительные прокладки, которые идут вместе с ними в комплекте.

В зависимости от модификации кузова автомобиля Тойота Королла и года выпуска (до 2007 или после), следует индивидуально подбирать подходящий по конструкции топливный фильтр. Существуют конструкции узлов подачи топлива из бензобака, где фильтр находится в самом насосе, оттого замену приходится осуществлять целым модулем. Процедура дорогостоящая, но выбора у автовладельца все равно не остается. В отличие от этих моделей Тойота, выпускаемые в 2008 году автомобили Королла оснащались другими конструкциями топливных фильтров, которые вполне можно заменить и установить отдельно от бензонасоса.

Замена топливного фильтра на Тoyota Corolla 120 кузов

Итак, перед тем как производить замену топливного фильтра обязательно ознакомьтесь с техникой пожарной безопасности, а также запаситесь необходимыми инструментами и запчастями.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий