Почему появляется белый нагар на свечах зажигания инжекторного двигателя: причины

Диагностика двигателя по состоянию свечей

Черный нагар с масляными следами

Обычно он формируется на резьбе СЗ, ее электродах и сопровождается характерным признаками: сизым выхлопом из глушителя в момент запуска двигателя. Данная разновидность отложений свидетельствует о проникновении в камеру сгорания моторного масла. Проблема связана с:

  • залеганием, поломкой, износом поршневых колец и (или) маслосъёмных колпачков;
  • разрушением направляющих клапанных втулок.

У свечи зажигания маслянистый нагар

Сухой черный налет

Его образование на электродах говорит о топливно-воздушной смеси, чрезмерно обогащенной горючим. «Бархатистый» нагар образуется по нескольким причинам:

  • неправильное функционирование свечей, связанное, например, с их износом или неверным выбором калильного числа: в итоге двигатель не может набрать штатную мощность из-за слабой искры (топливо не сгорает полностью);
  • недостаточная компрессия;
  • неправильная регулировка карбюратора;
  • для инжекторных моторов в данном случае характерна неисправность регулятора давления, слишком сильно обогащающего смесь: в результате заметно увеличивается расход горючего;
  • забивание грязью воздушного фильтра, что ведет к недостатку воздуха и, как следствие, неполному сгоранию топлива, остатки которого оседают на электродах СЗ.

Нагар с красным оттенком

Его появление связано с применением автовладельцем присадок для моторного масла или горючего. Сгорая в рабочей камере, они выделяют химические вещества, часть которых остается на электродах и резьбе. Красный нагар свидетельствует о вхождении в состав присадок свинца либо марганца. Если отложение не убирать, то на СЗ станет формироваться слой, влияющий на образование искры, уменьшая ее силу. Чтобы исключить появление красного нагара, необходимо сократить объем используемых присадок, либо вовсе отказаться от их применения. В последнем случае рекомендуется полностью слить масло, бензин и залить свежие ГСМ.

Белый нагар

Белые отложения могут быть двух типов. Все различие заключается в характере осадка на электродах СЗ.

Глянцевый белый нагар

Блестящая поверхность электродов свидетельствует о присутствии в отложениях металлических частиц. Подобное явление достаточно опасно для мотора и показывает на регулярный его перегрев. Под воздействием высокой температуры оказываются, кроме свечей, клапаны и поршни, что чревато преждевременным их износом. Обычно причина образования белого блестящего налета кроется в плохом функционировании системы охлаждения мотора (например, элементарная нехватка антифриза). Есть и иные причины:

  • приготовление обедненной топливной смеси;
  • подсасывание воздуха впускным коллектором;
  • неправильно выставлен угол опережения зажигания: искра возникает рано или она пропускается;
  • выбран тип свечи, не соответствующей рекомендация завода-изготовителя.

При появлении белых отложений с глянцевым блеском на СЗ рекомендуется немедленно провести диагностику двигателя в СТО и прекратить эксплуатацию силовой установки до устранения причин появления нагара.

Белый ровный матовый осадок

Его образование на свечах зажигания не представляет большой опасности и связано с применением некачественного топлива. Просто полностью замените его и не заправляйтесь на плохо зарекомендовавшей себя АЗС.

Когда стоит обратиться к специалисту

Если нужно понять, какая именно неисправность возникла у двигателя, то лучшим диагностическим средством будут служить свечи зажигания, так как цикл воспламенения рабочей смеси связан именно с ними

Белый налёт с металлическим глянцем очень опасен для двигателя. Работа ДВС в режиме постоянного перегрева может привести к прогоранию клапанов и поломке двигателя.

К специалисту стоит обращаться, если:

  • двигатель начал неустойчиво работать на холостых оборотах;
  • появились подёргивания автомобиля и ухудшились тяговые характеристики;
  • температура охлаждающей жидкости быстро поднимается к максимальной отметке.

Игнорирование проблемы может привести к большим материальным затратам на ремонт автомобиля.

Рабочая часть свечей зажигания находится непосредственно в зоне сгорания топливной смеси. Нередко деталь может служить индикатором тех процессов, которые проходят внутри цилиндров. По тому, какой нагар оседает на электроде, можно определить, что не так с двигателем. Черный нагар означает богатую топливную смесь. Это знают практически все водители. А вот белые свечи зажигания вызывают массу вопросов у автомобилистов. Давайте рассмотрим основные причины белого нагара и способы решения такой проблемы.

О чем говорит тот или иной цвет налета

Белый налет на свечах зажигания появляется по различным причинам и может быть глянцевым, или с наличием металлических крупинок, или быть в виде крупного белого отложения.

Если он появился в виде белого глянца, это говорит о том что свеча не получает необходимого охлаждения, и при этом так же могут перегреваться поршни, образуя трещины в клапане, что в дальнейшем потребует от водителя дорого ремонта. Это происходит как правило по причине того что в системе охлаждения недостаточно охлаждающей жидкости. Так же он может появиться по следующим причинам:

  • Поступления обеденной смеси в камеру сгорания
  • Во впускной трубопровод идет подсос лишнего воздуха
  • Из-за того что зажигания настроено не правильно идет пропуск искры или искра появляется рано
  • Для данного типа двигателя неправильно подобрана свеча

Если образовавшийся налет оседает на поверхности ровно, то это скорей всего проблема в топливе и желательно его заменить.

Диагностика двигателя по свечам зажигания

Диагностика работы двигателя по свечам зажигания.

В данной статье мы рассмотрим нагар на свечах зажигания и разберем причины его появления.

На фото №1 изображена свеча, вывернутая из двигателя работу которого можно считать отличной. Юбка центрального электрода имеет светло-коричневый цвет, нагар и отложения минимальны. Полное отсутствие следов масла. Владельцу данного мотора можно только позавидовать, и есть чему — это экономичный расход топлива и отсутствие необходимости доливать масло от замены до замены.

Черный нагар на свечах зажигания.

На фото №2 типичный пример свечи от двигателя с повышенным расходом топлива. Центральный электрод покрыт бархатисто-черным нагаром. Причин тому несколько: богатая воздушно-топливная смесь (неправильная регулировка карбюратора или неисправность инжектора), засорение воздушного фильтра.

Белый нагар на свечах зажигания.

На фото №3 наоборот пример чрезмерно бедной воздушно-топливной смеси. Цвет электрода от светло-серого до белого. Здесь есть повод для беспокойства. Езда на слишком обедненной смеси и при повышенных нагрузках может стать причиной значительного перегрева свечи(фото 3.1) её плавления (фото 3.2), и перегрева камеры сгорания, а перегрев камеры сгорания — прямой путь к прогару выпускных клапанов.

Желтый налет на свече зажигания.

Фото № 5. Свеча имеет ярко выраженные следы масла, особенно в резьбовой части. Двигатель с такими свечами после длительной стоянки, имеет обыкновение после запуска «троить» некоторое время, а по мере прогрева работа стабилизируется. Причина этого неудовлетворительное состояние масло отражательных колпачков. Налицо повышенный расход масла. В первые минуты работы двигателя, в момент прогрева, характерный бело-синий выхлоп.

Поломка клапанов.

Свеча на фото № 6 вывернута из неработающего цилиндра. Центральный электрод, его юбка покрыты плотным слоем масла смешенного с каплями несгоревшего топлива и мелкими частицами от разрушений, произошедшими в этом цилиндре. Причина этого — разрушение одного из клапанов или поломка перегородок между поршневыми кольцами с попаданием металлических частиц между клапаном и его седлом. В данном случае двигатель «троит» уже не переставая, заметна значительная потеря мощности, расход топлива возрастает в полтора, два раза. Выход один — ремонт.

Разрушение центрального электрода свечи зажигания.

Фото № 7 это полное разрушение центрального электрода с его керамической юбкой. Причиной данного разрушения мог стать один из перечисленных ниже факторов: длительная работа двигателя с детонацией, применение топлива с низким октановым числом, очень раннее зажигание, и просто бракованная свеча. Симптомы работы двигателя такие же, как в предыдущем случае. Единственное на что можно надеяться так это на то, что частицы центрального электрода сумели проскочить в выхлопную систему, не застряв под выпускным клапаном, иначе тоже не избежать ремонта головки блока цилиндров. Но это зависит от человека, грешен он или нет (шутка). Если говорить об этой конкретной свече, то ее хозяина Бог миловал.

Зольные отложения на свече зажигания.

Фото № 8 Электрод свечи оброс зольными отложениями, цвет не играет решающей роли, он лишь свидетельствует о работе топливной системы. Причина этого нароста — сгорание масла вследствие выработки или залегания маслосъемных поршневых колец, неудовлетворительного состояния масло отражательных колпачков. У двигателя повышенный расход масла, при перегазовках из выхлопной трубы сильное, синее дымление, запах выхлопа похож на мотоциклетный.

Разрушение керамического изолятора свечи зажигания.

Фото № 9 Разрушение керамического изолятора. Причины возникновения: резкое изменение температуры, например при охлаждении свечи, выкрученной с горячего мотора, в холодной воде. В некоторых случаях разрушение может быть вызвано дефектом самой свечи (брак или подделка), либо механическим повреждением, например в результате падения.

Разрушение и эрозия электрода свечи зажигания.

Как не странно, многие неисправности связанны с неправильным подбором свечи зажигания по автомобилю. Часто экономия средств на покупку свечей и подбор дешевых аналогов влечет за собой дорогостоящий ремонт двигателя авто.

Фото № 10.1,10.2,1.0.3 Эрозия электродов. Наиболее частая причина: несоблюдение интервалов замены свечей зажигания, чрезмерное увлечение подгибанием заземляющего электрода (фото 10.1,10.3). Вторая причина: использование освинцованных бензинов. В результате при этом химических процессов, электроды свечи быстрыми темпами разрушаются, и в итоге заземляющий электрод, может иметь вид как на фото № 10.2 или даже №7

Почему на свечах зажигания черный нагар: причины

Черный нагар на
свечах может покрывать все искрообразующие элементы или появиться только на
некоторых из них. Если чернеет один элемент, это можно связать именно с его
неисправностью. Иногда в свече просто обгорает провод. Но нельзя исключать и
неисправность соответствующего данному элементу цилиндра.

Если элемент
покрылся копотью лишь с одной стороны, это говорит о плохой посадке клапана.
Также причинами могут быть прогорание клапана или проблемы с ГРМ.

Неравномерное
образование копоти бывает вызвано несоответствием калильного числа свечи типу
двигателя. Если КЧ элемента превышает установленную норму, станет темной только
его верхняя часть, а корпус останется белым. При низком калильном числе,
наоборот, поменяется цвет корпуса.

Когда чернеют все
элементы сразу, это следствие позднего зажигания. В данном случае рекомендуется
прислушаться к работе стартера. Если зажигание действительно позднее, стартер
издает звуки, похожие на стук.

Также проверьте
работу инжектора. При его неисправности ТВ смесь может чрезмерно обогатиться. В
результате сгорания такого топлива и получается черный налет. Его появление
связывают и со следующими неисправностями:

  • забитый воздушный фильтр;
  • некорректный угол зажигания;
  • повреждение изоляции проводки;
  • деформация бегунка трамблера или
    его крышки;
  • дефект катушки зажигания.

Обобщим причины
появления нагара на моторах разных видов.

Карбюратор

Здесь образование копоти, как правило, связывают с чрезмерным обогащением горючим.
Несгоревшее топливо может оседать на искрообразующих элементах, установленных
на карбюраторных моторах, из-за сбоев в работе карбюратора или его неправильной
настройки.

Нередко проблемы
возникают из-за неисправности электрического клапана или недостаточной
компрессии в цилиндрах. В этом случае проверяют воздушный фильтр, так как на
карбюраторных моторах он загрязняется несколько быстрее, чем на инжекторах.

Еще одна
распространенная причина — недостаточное искрообразование.

Инжектор

Черный налет в инжекторных агрегатах обычно образуется из-за повышенного
давления в топливной раме. Топливо подается слишком активно, не успевает
выгорать. Работа стабилизатора давления при этом нарушается.

Посмотрите на
катушку зажигания — вероятно, она вышла из строя из-за некорректного угла
опережения.

Распространенной
причиной является износ конденсатора или поршневых колец. Ну и, наконец, сами
искрообразующие элементы также могут сломаться.

Причины появления налета на свечах зажигания. Способы устранения

Для того чтобы в камере сгорания происходило воспламенение рабочей смеси в автомобиль устанавливаются специальные так называемые свечи зажигания, и то насколько они исправны, будет зависеть насколько хорошо будет работать силовой агрегат

Если появляются перебои в работе двигателя на холостом ходу или он заводится не сразу, то в первую очередь на что можно обратить внимание, это какое состояние у свечей

Заводом изготовителем в техническом регламенте прописано, когда следует производить замену, но как показывает практика делать это нужно чаще, чем советуют разработчики. Если появляются подозрения того что свечи зажигания неисправны, их нужно проверить, просто выкрутив и посмотреть какой цвет нагара они имеют, и уже судя по цвету можно сделать вывод что привело к выходу их из строя.

Неисправности свечей зажигания проверить и устранить

Своевременная проверка свечей зажигания позволяет избавить себя от массы нервов и денежных затрат и дать своей машине возможность демонстрировать на трассе весь свой потенциал. Неисправную свечу зажигания необходимо как можно быстрее вычислить и заменить. А по нагару, который образовывается на ней, можно провести диагностику состояния двигателя и системы зажигания.

Типичная причина неисправности свечей – не правильный их подбор при замене. Все производители автомобилей в один голос кричат: «Покупайте только свечи, рекомендуемые для данного автомобиля». Но иногда нам мешает лень, а иногда – отсутствие возможности купить нужную свечу. И мы устанавливаем на машину то, что подвернётся. Причём чаще всего оправдываем свои действия тем, что не знаем как заменить свечи зажигания правильно. А ведь для этого достаточно всего лишь при выключенном и холодном двигателе выкрутить свечи специальным ключом и заменить их на новые.

Важно помнить, что новые свечи должны практически идеально соответствовать тепловым и геометрическим показателям штатных! Иначе будут проблемы. Если калильное число (степень теплопроводности свечи) будет недостаточным, то водителя ждут проблемы с зажиганием и работой двигателя. А когда свеча не соответствует геометрическим размером резьбовой части (слишком короткая)  — она станет быстро забиваться нагаром и выходить из строя

А когда свеча не соответствует геометрическим размером резьбовой части (слишком короткая)  — она станет быстро забиваться нагаром и выходить из строя.

Тем, кто не склонен к работе с техникой достаточно следовать простому правилу, чтобы не было проблем с работой двигателя. Нужно менять свечи зажигания через каждые 50 000 кмпробега и чистить их через каждые 5000 км. Т.е. для того, чтобы неисправные свечи не стали причиной поломок, нужно всего 10 раз (в 2-3-года при частой езде) убрать нагар на свечах.

О чём говорит налет на свечах зажигания?

Зазор в свечах зажигания – главный знак того, что свеча подобрана неправильно.

Светло-коричневый цвет нагара – это идеальный «окрас» свечи зажигания. Он означает, что свеча подобрана правильно, двигатель работает исправно, топливо подходит автомобилю.

Настороженность должен вызывать белый цвет изолятора, который явно говорит, что свеча слишком горяча. Но наибольшее беспокойство должны вызывать черные свечи зажигания. Нагар образуется при длительной эксплуатации и завышении калильного числа. Если двигатель новый, то на нагар на свече образуется из-за капелек топлива, а на старых двигателях – масла. Часто причиной образования нагара является некачественное и разбавленное топливо. Так как от него никто в России не застрахован, то нет смысла раздражаться, зато есть смысл узнать, как проводится очистка свечей зажигания.

Нагар на свечах зажигания — как избавиться?

Если вы ездите на небольшие расстояния и относительно не часто и пробег не превышает 10-12 тысяч километров в год, то чистка свечей зажигания должна проводиться всего два раза — перед началом зимнего и летнего сезона.  Если же автомобиль испытывает большие нагрузки и эксплуатируется в усиленном режиме, то частота может быть увеличена. Чтобы определить её нужно знать, как проверить свечи зажигания.

Если цвет юбки центрального электрода имеет золотисто-коричневый цвет, минимальный нагар, полное отсутствие даже намёка на масло – двигатель работает идеально! Во всех остальных случаях свеча нуждается или в чистке, или даже в замене.  Если центральный электрод и юбка хранят на себе печать разрушения – свечу стоит заменить, определив причину её разрушения (двигатель, топливо, неправильный подбор). В остальных случаях возможен ремонт. Чаще всего ремонт двигателя ваз 2106 необходим именно в тех случаях, когда водитель долгое время не проводил профилактику свечей зажигания.

Проще всего очистить свечи с помощью химических веществ:

  1. Достаньте и обезжирьте свечи
  2. Хорошо просушите их
  3. На 20 минут погрузите раствор аммония ацетата (20%)
  4. После этого тщательным образом прочистите их жёсткой щёткой

Однако не стоит увлекаться! И использовать вместо щётки средства по мощнее (ножи, шила, лезвия). Конечно, налёт с их помощью снять легче. Вот только легко оставить на изоляторе сильные царапины. Которые в последствие станут причиной ещё более быстрого образования нагара. Если щётки нет, то можно обернуть нож тканью. И только после этого чистить свечу.

Вместо раствора аммония ацетата можно использовать обычный преобразователь ржавчины. Его наливают в небольшую ёмкость и ставят свечу так, чтобы жидкость покрывала только резьбу и нижнюю часть свечи. Оставляют на полчаса, а после чистят щёткой.

Другие признаки

Кроме изменения цвета, существуют еще признаки неисправностей:

  • Масло моторное на электродах
  • Пушистый нагар на рабочей части, находящейся внутри камеры
  • Мокрый наконечник свечи, присутствует запах бензина
  • Отсутствие, либо сильное обгорание внутреннего электрода

Полезное видео на тему цвета свечей

Присутствие масла на свече означает проблемы с поршневыми кольцами, через них просачивается смазка и облепляет свечи. Оно не успевает выгорать, потому что его слишком много. Нужно проверять состояние ЦПГ.

Нагар на рабочей части светло коричневого оттенка, означает угар большого количества масла. Оно успевает выгорать, так как поступает через клапана на такте впуска. Скорее всего износились на клапанах колпачки, которые должны этому препятствовать.

Промокшая и пахнущая бензином свечка скорее всего означает, что цилиндр не работает, или еще вариант, сама свечка перестала работать. Цвет искры на свече зажигания красный или отсутствует вообще. Топливо в нем не воспламеняется, и стекает в картер для масла, где разжижает его. Отсутствие вспышек в одном цилиндре отчетливо слышится при любых оборотах. Мотор заводится плохо то постоянно «троит». Если замена не решила проблему, значит возможно прогорел поршень, и нет компрессии.

На этом все, диагностика по цвету завершена, не забудьте подписаться на обновления и поделиться информацией с друзьями через ссылочку на сайт, до новых встреч.

Возможные причины возникновения нагара

Возможные неполадки, связанные с причинами белых свечей зажигания, следующие:

  • низкая эффективность функционирования мотора;
  • проблемы в продуктивности двигателя транспортного средства;
  • низкокачественная топливная жидкость.

В большинстве случаев нагар (на свечах зажигания) сообщает о неисправной работе двигателя или его частей. Неподходящее топливо можно определить по значению цвета налета на свечах, который образуется в ходе работы двигателя. Если в механизме нет неполадок или неисправностей, то цвет нагара будет светло-серым. В противном случае он будет иметь оттенки другого цвета. Это уже будет предупреждением, что в работе двигателя транспортного средства есть отклонения. Именно по оттенку налета топливной жидкости можно определить состояние исправности мотора. Поэтому значение цвета свечей зажигания играет довольно большую роль. Далее в статье будет рассмотрен вопрос о том, что означает цвет свечей зажигания.

Пояснение нагара на свечах зажигания и его цвет может рассказать вам о том, какая часть или функция двигателя нарушена. Поэтому следует внимательно проверять данные детали на наличие любой накипи. Налет на свечах зажигания может быть разных видов и цветов, о которых далее пойдет речь.

Цвета нагара

Если вы заметили красный налет, то это указывает на то, что не нужно использовать излишнее количество добавок и присадок для горючего или масляной жидкости. Использование химических добавок служит причиной красных свечей зажигания. Когда вы обнаружили подобный нагар, следует уменьшить регулярные объемы используемых добавок, так как следствием этого могут стать неполадки в работе мотора. Подобная ситуация происходит если в присадках одним из составляющих является свинец или же марганец. В этом случае стоит очистить загрязненную деталь от налета и в обязательном порядке заменить масло или топливную жидкость.

Коричневый нагар на свечах зажигания является одним из самых распространенных видов накипи. Определить, на что указывает этот налет очень сложно, так как он может указывать на неполадки в разных системах механизма. Его различают по оттенкам и структуре самой накипи, таким образом приводить диагностику составных частей двигателя немного проще. Нагар коричневого цвета разделяют на несколько видов, каждый из которых может указывать на определенную неисправность в работе мотора. Причины его возникновения можно выяснить благодаря структуре нагара, это поможет исправлению ненадлежащей работы двигателя.

Также этот налет может иметь бархатный темно-коричневый цвет, в данном случае это значит, что в камеру сжигания проникает топливная смесь, которая насыщена бензином. Поскольку по цвету нагара свечей зажигания можно определить его состояние, то причинами этого может послужить неисправность самой детали, ее неправильная работа и засоренность воздушного фильтра. Нагар данного типа оседает в основном на электроде.

Помимо этого,на свечах зажигания появляется нагар рыжего цвета, это означает, что масляная жидкость попадает в камеру сгорания. Главными основаниями для становления свечей зажигания рыжими служит непригодность колпачков для поршня, старение колец в поршневой системе. Как можно заметить, в большинстве случаев подобное происходит из-за того, что некоторые детали требуют замены, потому как уже износили себя и больше непригодны для использования. В таком случае необходимо своевременно заменить изношенные запчасти целиндро-поршневой системы.


Красный налет

Вывод

Из всего вышесказанного можно сделать простой вывод: осмотр свечей зажигания является довольно точным методом диагностики состояния топливной системы. Если отмечаются сбои в работе двигателя, он троит, возрастает расход масла или топлива, при холостых оборотах работа двигателя далека от идеальной, а из выхлопной трубы валит дым странного оттенка – выкручиваем свечи и проверяем их состояние.

Но не стоит забывать о том, что свечи зажигания тоже имеют свой ресурс, и, если их просто пора менять, и только на новых свечах производить диагностику работы мотора:

Видео как определить цвет нагара на свечах:

https://youtube.com/watch?v=8mX-JEHP3Eo

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий